Переусердствовали с заботой
Пенсионерка Алевтина Александровна считает себя жертвой обстоятельств. У нее тоже квартира в этом доме. Когда покупали, не предполагали, что сюда потом заселят сирот.
Жители проблемного дома №9 на Школьном проезде-1
Дважды в месяц дом на Школьном проезде-1 посещают специалисты из Центра социальной поддержки – организации, которая занимается сопровождением бывших выпускников детских домов и интернатов. Именно на её балансе находятся квартиры, которые государство выдает этим ребятам. Для выпускников детдомов устраивают всевозможные акции и субботники, помогают убрать скопившийся мусор во дворе и на общих площадках, привозят вещи и мебель.
Лифт в проблемном доме
— Мы должны проверять квартиры раз в год, но по факту ходим туда дважды в месяц, а то и чаще. Если этого не делать, они дом по кирпичикам разберут. У нас уже есть не мало прецедентов, когда они продавали электрические плиты, входные двери и даже унитазы снимали. Мы выявляли такие факты, привлекали полицию и заставляли их всё вернуть обратно, — рассказывает замдиректора Центра социальной защиты населения Тамара Касимова.
Специалисты ведомства по-разному относятся к идее заселения сирот в один дом. Одни считают это верным решением. Другие, напротив, полагают, что такой «тупой механистический» подход плодит много проблем.
— За два года задолженность за коммунальные услуги выросла многократно. Есть те, кто с момента заселения не заплатил за квартиру ни разу, — продолжает Тамара Касимова. – Взять с них тоже нечего. Работать они не хотят. Вместо этого сдают свои квартиры: кучкуются по пять-шесть человек, заселяются в одну из квартир и продолжают гудеть. Были случаи, когда они даже в чужие, опечатанные квартиры заселялись. Спецфонд у нас сегодня имеется не только на Школьном-1, но и на Запрудном проезде, а также на Астраханской. Там тоже живёт много сирот. Но таких проблем в этих новостройках нет, у них всё достаточно тихо и спокойно. Здесь же — беда.
— А почему до сих пор опорный пункт тут не открыли, второй год пошел, – интересуюсь я.
— Опорный пункт хотели организовать на первом этаже дома в одной из квартир. Он там, действительно, катастрофически необходим. Но все это время администрация Тамбова тянет с документами, никак не могут перевести квартиру из жилого фонда в нежилой. Мы уже столько писем им направили, и всё на месте, — объясняет Касимова.
Объявление в доме
Каждая из квартир, находящаяся в соцфонде, имеет специальный паспорт объекта. Это своего рода дело, в которое собираются все данные на квартиру и ее нанимателя: в каком состоянии жилье находилось все пять лет, какую жизнь вел и ведет квартиросъемщик (сидит в тюрьме, работает), какие жалобы на него поступали от соседей и так далее. На сегодняшний день Тамбовская область — единственная в России, имеющая такие паспорта.
— Такая информация нам необходима для того, чтобы принять правильное решение о переводе квартиры из специализированного фонда в соцфонд. Квартир много, нанимателей тоже и запомнить пятилетний отрезок жизни каждого из них невозможно. А так — поднял папку, посмотрел историю и уже всё понятно, что из себя представляет тот или иной человек. Именно этими данными мы оперируем на суде, когда встает вопрос о дальнейшей судьбе квартиры.
В прошлом году Центр соцподдержки населения через суд расторг договоры на квартиры с тремя нерадивыми выпускниками детских домов. Говорят, что после случившегося в многоэтажке стало тише. Но прошло некоторое время и гулянки возобновились вновь. Сегодня суды «заворачивают» абсолютно все дела по расторжению договоров с детьми-сиротами
И совсем не важно, какой образ жизни они ведут – закон на их стороне
Екатерина Клинова в своей квартире
Сирот будут селить вместе и дальше. От квартиры в сиротском доме не откажешься и что с ней делать, зачастую тоже не знаешь. С одной стороны, какое-никакое жилье. С другой — не можешь не относиться к нему как к промежуточному варианту.
Наша героиня Катя Клинова уверена, дом обязательно «самоочистится». Вот только случится это, очевидно, нескоро: должна пройти не одна смена поколений. А жить в спокойствии и комфорте хочется сегодня и сейчас…
«Детдомовская» (имя существительное)
Морфологический разбор имени существительного
- I Часть речи: имя существительное;
- IIНачальная форма: детдомовский — единственное число, именительный падеж;
-
IIIМорфологические признаки:
- А. Постоянные признаки:
- нарицательное
- одушевлённое
- женский род
- 2-е склонение
- Б. Непостоянные признаки:
-
- единственное число
- именительный падеж
- А. Постоянные признаки:
- IV Синтаксическая роль: в зависимости от контекста, может быть следующими членами предложения:
подлежащее
обращение
именная часть сказуемого
определение-приложение
Склонение имени существительного по падежам
Именительный падежкто? что? | детдомовский, детдомовская | детдомовские |
Родительный падежкого? чего? | детдомовского, детдомовской | детдомовских |
Дательный падежкому? чему? | детдомовскому, детдомовской | детдомовским |
Винительный падежкого? что? | детдомовского, детдомовскую | детдомовских |
Творительный падежкем? чем? | детдомовским, детдомовскою, детдомовской | детдомовскими |
Предложный падежо ком? о чём? | детдомовском, детдомовской | детдомовских |
Разобрать другое слово
Введите слово для разбора:
Относительными называются прилагательные, которые обозначают:
- из чего сделан предмет: деревянный стул (стул из дерева), стеклянная ваза (ваза из стекла), малиновое варенье (варенье из малины), бетонная стена (стена из бетона);
- для кого или чего предназначен предмет: детский магазин (магазин для детей), садоводческий фестиваль (фестиваль для садоводов), вязальные спицы (спицы для вязания);
- отношение предмета ко времени: осеннее похолодание (похолодание осенью), вечернее чаепитие (чаепитие вечером);
- отношение предмета к месту: горный хребет (хребет гор), лесной цветок (цветок леса);
- отношение предмета к области деятельности: футбольный журнал (журнал про футбол).
Относительные прилагательные не имеют антонимов и синонимов, степеней сравнения и кратких форм.
Отвечают на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?».
Полные прилагательные отвечают на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» и могут склоняться по родам, числам и падежам.
Качественные и относительные прилагательные: отвечает на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»
Притяжательные прилагательные: отвечает на вопросы «чей?», «чья?», «чьё?», «чьи?»
К одушевлённым существительным относятся названия живых существ:
людей, животных, насекомых и т. д.
Такие существительные отвечают на вопрос «кто?». При склонении по падежам во множественном числе форма винительного падежа совпадает с формой родительного.
К нарицательным существительным относятся слова, обозначающие обобщённые названия предметов, явлений, состояний и действий:
море, трава, стол, красота, обучение и т. д.
Такие существительные пишутся со строчной буквы.
Ко второму склонению относятся имена существительные мужского рода (кроме тех, что оканчиваются на -а (-я)) и среднего рода:
пень, гриб, стол, окно, семя и т. д.
Отвечает на вопросы «кто? что?»
В новой семье
Вера уверена: сбор документов – еще не самое сложное в процессе усыновления. Гораздо труднее становится, когда приемный ребенок начинает жить в новой семье.
– Самыми тяжелыми были первые месяцы, – говорит Вера. – Я тешила себя мыслью о том, что настанет время и мы полюбим друг друга. Сначала же было ощущение, что в доме – чужой человечек, со своими привычками. К примеру, Ваню никогда не укачивали на руках, он привык сам себя успокаивать. Тряс головой и раскачивался из стороны в сторону. Это было жуткое зрелище. А из рук он вырывался. И кушать тоже не умел, торопился и все время давился. И никак не мог насытиться – как только каша заканчивалась, Ваня начинал реветь. Поначалу сын меня никуда не отпускал. Теперь я могу уходить ненадолго, но он все равно каждый день говорит мне: «Мамочка, я так тебя люблю». И спит только рядом со мной.
По словам Веры, приемным родителям нужно заранее готовиться к тому, что у усыновленного ребенка со здоровьем будет не все в порядке. Без этого никак, ведь в детский дом ребятишки обычно попадают не от хороших родителей. Вера признается: инвалида или ребенка с тяжелой умственной отсталостью она бы физически «не потянула». Ване поставили задержку умственного развития. В полтора года мальчик знал всего два слова. Вера начала с ним заниматься. И уже через несколько месяцев Ваня заговорил. Теперь он и стихи читает, и лепит, и рисует. Ни о какой задержке больше даже и речи не идет.
Закрыться на все замки
Единственное спасение от таких соседей – закрывать отсеки на ключ. Но такая возможность есть не у всех, а лишь там, где имеются изолированные площадки. Планировка дома такова, что из первого подъезда можно прямиком пройти в третий, не выходя на улицу, – коридоры, как в общаге, сквозные и очень длинные.
Эти коридоры — как символ типичной жизни выпускника. Выходя из стен детского дома, он всю жизнь ищет такие же холодные казенные стены и, как правило, их находит. Например, в тюрьме. По статистике генеральной прокуратуры России, примерно 40% выпускников детдомов приобретают судимости, каждый десятый погибает в пьяной драке.
Тане Кондрашиной повезло. Её квартира вместе с другими тремя находится как раз на закрытой площадке. Соседи попались хорошие, семейные. Благодаря этому в их отсеке всегда чисто. Но таких благополучных семей на весь дом от силы процентов тридцать. Остальные – дебоширы, алкоголики и наркоманы.
Таня Кондрашина с детьми в своей квартире
Благополучная часть дома называет таких «контингентом». Основная часть из них не работает, перебиваясь случайными заработками и воровством. В их квартирах вечные попойки, гулянки и драки. Пьют и днем, и ночью, не просыхая. На что — Бог весть!
Таня тоже росла в детском доме, но это не помешало ей получить хорошее образование , обзавестись семьей и стать полноценным членом общества.
Девушка ведет нас по первому этажу к лифту, их в доме два на все три подъезда. На лифтовой площадке особенно грязно.
Подъезды дома
-Уборщица у нас есть, моет регулярно. Но чистоту и порядок соблюдать этот «контингент» не хочет. Как с этим бороться, что со всем этим делать – мы не знаем, уже сил никаких нет. И самое обидное, что никому до этого нет дела. Бросили нас тут с ними в одном доме и как хотите, так и живите дальше, — говорит Таня чуть ли не плача.
В этот момент открываются двери лифта, в котором находятся двое – маленькая и очень худая девица в сланцах и майке-алкашке и парень в куртке с залитыми кровью глазами – те самые представители «контингента». Оба еле стоят на ногах. Увидев нас, он держит двери рукой и пытается выйти. Девица орёт на него отборным матом.
— Смотрите-ка, еще час назад в лифте было чисто, а теперь вон чего, — обращает наше внимание на пол, залитый мочой, Таня. Лифт
Лифт
Немотивированная агрессия к окружающим
Ребенок без повода проявляет агрессию к родителям, братьям и сестрам, животным, воспитателям, учителям, одноклассникам — ко всем, с кем он контактирует. Обычно это очень пугает, и, естественно, у людей возникают мысли о неадекватности ребенка.
Почему?
Как правило, агрессия — это привычная защитная реакция ребенка на внешние воздействия. Он защищался так от взрослых, потому что у него есть опыт выживания в агрессивной среде. Когда ребенок сильно травмирован (было или жестокое сексуальное насилие, или истязание, то есть его не просто не кормили или заставляли попрошайничать), тогда агрессия — это выплеск боли и страха.
История:
В фонд обратилась женщина в состоянии нервного срыва. Полгода назад семья Семеновых взяла из приюта 6-летнего Лешу, и в их жизни «начался ад». По словам приемной мамы Евгении, мальчик оказался «настоящим чудовищем». Избивал ребят в детском саду, нападал на кровных детей — 8-летнюю дочь и 7-летнего сына, дрался с мамой. А взрослым мужчинам — папе и дедушке — он предлагал… заняться с ним сексом.
С Лешей стали общаться психологи и восстановили его прошлое. Оказалось, его кровные родители — наркоманы, избивали сына, держали в голоде, продавали за дозу наркотиков. Полицейские подобрали истощенного мальчика на улице и передали в приют.
Конечно, семья не была готова, что ребенок окажется таким травматиком, что в его прошлом — жесткое сексуальное насилие. Это вообще очень сложно понять сразу. Из-за «заморозки» даже сотрудники детских домов не всегда могут видеть травмы ребенка.
С Лешей больше года работали специалисты, стало полегче, но потом произошел серьезный откат. Тогда родители опустили руки, поняли, что не справятся, и решили отказаться
И специалисты центра начали подыскивать другую семью, которая будет готова взять такого травмированного и неадекватного ребенка, нам было важно не отдавать его обратно в детдом. И такая семья нашлась
Но в момент, когда Лешу стали готовить к другой семье, у него что-то переключилось. Впервые за практически два года семейной жизни он сказал маме: «Не отдавай меня никому, я тебя люблю и хочу быть с тобой». И Семеновы решили его оставить.
Мальчик стал спокойнее, у него появилась привязанность и доверие к родителям. Специалисты считают, что работать с такой травмой надо еще долго, но есть шанс на практически полную реабилитацию.
«Детдомовская» (имя прилагательное)
Морфологический разбор имени прилагательного
- I Часть речи: имя прилагательное;
- IIНачальная форма: детдомовский — единственное число, мужской род, именительный падеж;
-
IIIМорфологические признаки:
- А. Постоянные признаки:
Разряд по значению: относительное
- Б. Непостоянные признаки:
-
- женский род, единственное число, полная форма, положительная степень
- именительный падеж
- А. Постоянные признаки:
- IV Синтаксическая роль: в зависимости от контекста, может быть следующими членами предложения:
определение
именная часть сказуемого
Склонение имени прилагательного по падежам
Именительный падеж | Какой?детдомовский | Какое?детдомовское | Какая?детдомовская | Какие?детдомовские |
Родительный падеж | Какого?детдомовского | Какого?детдомовского | Какой?детдомовской | Каких?детдомовских |
Дательный падеж | Какому?детдомовскому | Какому?детдомовскому | Какой?детдомовской | Каким?детдомовским |
Винительный падеж | Какого? Какой?детдомовского, детдомовский | Какого? Какое?детдомовское | Какую?детдомовскую | Каких? Какие?детдомовские, детдомовских |
Творительный падеж | Каким?детдомовским | Каким?детдомовским | Какой?детдомовскою, детдомовской | Какими?детдомовскими |
Предложный падеж | О каком?детдомовском | О каком?детдомовском | О какой?детдомовской | О каких?детдомовских |
Воровство
Воровство — это тоже очень частая история у детей-сирот, и причин такого поведения может быть очень много, в каждом случае надо разбираться индивидуально. Но воровство — это в любом случае не проявление плохой генетики, на что обычно указывают неподготовленные люди.
Почему?
Самое очевидное и частое объяснение просто — ребенок не знаком с понятием собственности. В детдоме — коллективное воспитание, все вещи казенные. Дети не понимают, что есть мои вещи, а есть не мои. И, к сожалению, привить это понятие быстро невозможно. Ни один воспитательный процесс никогда не ограничивается одним объяснением. Сказать, что воровать нельзя, мало, — ребенок продолжит это делать, и лишь постепенно он начнет понимать, что чужая собственность неприкосновенна.
Кроме того, воровство и вообще всякое нарочито неправильное поведение — «мама говорит «не воруй», а я буду воровать, мама говорит «не дерись», я буду драться, мама говорит «не хами учителю», а я буду хамить» — объясняется тем, что, попав в семью, ребенок не утрачивает сиротскую тревожность: если один раз взрослые люди его предали, то почему это не может случиться и во второй раз? И ребенок постоянно провоцирует родителей: «А такого меня не сдашь обратно? А такого меня будешь любить?»
Но это все — провокация от тревожности, от внутренней неуверенности в том, что тебя можно любить просто так, а не потому что ты ведешь себя определенным образом.
История:
Детский сад для 8-летних близнецов Наташи и Светы старалась заменять их приемная мама Елена — она не работала и водила девочек к дефектологу и в танцевальную студию. И ее труды не прошли даром — приемные дочки прошли отбор в гимназию. Но в первые же недели учебы случилось непредвиденное. Сначала Елена обнаружила у дочерей в пеналах ластики, которых она не покупала. Тогда девочки сказали, что им подарила одноклассница. Затем дома появились незнакомые ручки, а после этого Воробьевы обнаружили, что девочки покупают себе в школьном буфете еду на неизвестные деньги. При этом дети всегда объясняли происходящее.
А однажды позвонила мама одноклассника и сказала, что после празднования дня рождения мальчик не досчитался одного из подарков — Воробьевы нашли его у близнецов.
Тогда родители попытались объяснить девочкам, что «воровство недопустимо, что никогда и ни при каких обстоятельствах нельзя брать чужое». Не помогали и наказания в виде лишения мультиков на ночь. Родственники говорили: «Это генетика», в школе злились и не понимали.
В течение полугода с девочками работал психолог, в школе же специалисты попросили набраться терпения и объяснили, что это частая история у детей из детдома. Постепенно близнецы научились различать понятия «мое» и «чужое», а также говорить о своих желаниях родителям. Сейчас Наташа и Света учатся уже в третьем классе, семья уверяет — все хорошо.
- Приемный ребенок: просто любить — недостаточно
- Может ли стать счастливым приемный ребенок?
Фонд «Правмир» открыл сбор на совместный проект Центра поддержки приемных семей «Найди семью» и Ассоциации приемных родителей Санкт-Петербурга под названием «Родительские каникулы». В рамках программы «Родительские каникулы» родителям оказывается помощь в преодолении кризисных явлений, возникающих в приемных семьях, а также ведется работа с целью предотвращения возвратов приемных детей.
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
ПОМОЧЬ
Задание 9.2:
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете финал данного текста: «И каждая ягодка отдавалась в нём радостью, словно это были не ягоды, а волшебные таблетки, которые вылечивали его от страшной человеческой болезни – от одиночества…»
Приведите в сочинении два
аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Пять лет в заложниках
Сиротские дома открывают по всей России с 2013 года. Раньше давали угол в соцнайм — помещение можно было сразу приватизировать. Но черные риэлторы обманывали неопытных ребят, которые в итоге оставались ни с чем. Из-за этого государство ввело новое понятие — «найм жилья специализированного фонда». Квартиру дают на пять лет. Если сирота содержит ее в чистоте, вовремя оплачивает коммуналку, ее разрешают приватизировать. Если нет, договор продлевают еще на пять лет. Дом на Школьном проезде-1 сегодня один из самых больших «сиротских домов» в Тамбове – такой концентрации детдомовцев и сирот нет больше ни в одной многоэтажке города.
Многие окна в доме сломаны
Все квартиры в доме как одна — тридцать три квадратных метра (меньше сирота по закону получить не может). Везде одинаковая планировка. Панорамное окно во всю гостиную, электроплита на кухне, вполне достойный ремонт – обои, линолеум, натяжные потолки, сантехника. Рядовому тамбовчанину пришлось бы лет пятнадцать тянуть ипотеку за такую квартиру, а тут государство предоставляет жилье бесплатно. Расставляй мебель и живи себе, но нет.
Оставаться в своих углах жильцам не хочется, и они идут в подъезд. Тем более, что многие из них когда-то жили в одном детском доме или заканчивали одно училище – знакомы. «Общественная жизнь» в доме кипит: лестница, тамбуры и площадки у лифта стали и местом встреч, и туалетом, и мусоркой.
Катя Клинова с сыном
Катя с восьмимесячным сынишкой на руках проводит экскурсию по этажам, загаженным нерадивыми жильцами. Малыш молча смотрит голубыми глазами на незнакомых людей с камерой и микрофоном. Это второй её ребенок. Старшей дочери уже пять. Дети для нее — сегодня самое дорогое в жизни.
Угробленный за два года
Через заваленный отходами тамбур, в котором невозможно долго находиться из-за тошнотворного запаха испражнений и сгнивших овощей, облепленных дрозофилами, мы быстро выходим на общий балкон третьего этажа. Кирпичная кладка здесь частично разобрана. Рядом стоит чей-то старый ободранный диван.
— Вы от него подальше держитесь. Он может быть с клопами, эта гадость сейчас во многих квартирах. Вон моя соседка Галя недавно тоже выбросила всю мебель из квартиры, так как клопы были везде. Она в диване ткань надрезала, а там их яиц — тьма, — брезгливо рассказывает Катя.
Мы направляемся в квартиру к Гале. Нам открывает дверь высокая женщина в очках с тяжелой мужской походкой. У нее в ногах прячется голубоглазая круглолицая девочка лет трех – это дочь.
Галя Томилина с дочерью в своей пустой квартире
— Всю мебель и постель пришлось выбросить, так как клопы уже везде были. Пустая квартира теперь, остался только стол, — говорит Галя.
— А как вы с дочкой спите?
— На полу спим, больше негде пока. В соцзащиту обращалась, обещали приехать и посмотреть наши условия. Надеюсь, денег выделят, чтобы я смогла хоть какую-то мебель купить.
— А ты работаешь? – интересуюсь я.
— До этого работала домработницей, но далеко было ездить, невыгодно, поэтому бросила. Сейчас новую работу ищу.
— А обработку квартиры от клопов делала?
— Делала своими силами, нужно еще раз профессиональную заказать. Но для этого деньги нужны. Если мне соцзащита выделит денег, закажу, — отвечает Галя.
Девушки наперебой рассказывает истории из жизни дома, говорят, что живут, как на вулкане. Нерадивые соседи то в машину у подъезда залезут, то дверь в квартиру выбьют, то подерутся.
— А шприцов сколько валяется по этажам, страшно. За что же нам такое «счастье» свалилось, не пойму. Наверное, где-то я сильно нагрешила, — тяжело вздыхает Катя Клинова.
«Умственная отсталость» или «задержка развития» детей
Часто бывает, когда ребенок из детского дома не знает, не умеет или не понимает большую часть совершенно элементарных вещей, которые для его «домашних» сверстников совершенно естественны. Например, что грязную одежду не выбрасывают, а стирают, или что родители уходят на работу, приходят, на заработанные деньги покупают в магазине еду, готовят ужин — так устроены товарно-денежные отношения. Когда уже достаточно взрослый ребенок не знает, что такое времена года, все, кто не знаком со спецификой таких детей, думают: «У ребенка, мягко говоря, задержка развития или умственная отсталость».
Почему?
Это просто наследие прошлой жизни, а не органическое поражение головного мозга. В кровной семье ребенком никто не занимался, а в детском доме он просто не видел, как мама ходит на работу и покупает продукты, в столовой ему давали готовую еду, он не знает, что такое мыть посуду. Но эта задержка развития абсолютно компенсируемая, все пробелы можно быстро наверстать. И приемный родитель должен быть к этому готов.
Многим кажется, что раскачивание перед сном или просьбы вполне взрослых детей купить им бутылки с сосками — еще одно проявление умственной отсталости. Это классические последствия детского одиночества, никакого отношения к умственным способностям не имеющие. Попав в семью — естественную среду выращивания — ребенок пытается компенсировать этапы, не прожитые в раннем детстве, добирает недоданные объятия, заботу, сживается с ощущением защищенности. И если приемный родитель прошел нормальную подготовку, то такой период обычно переживается достаточно легко.
История:
Все восемь лет своей жизни Аня провела в доме-интернате. Она была «отказницей с рождения», а потенциальных усыновителей отпугивал ее диагноз — у девочки обнаружили тяжелую патологию центральной нервной системы, в результате которой Аня не могла ходить и постоянно пользовалась памперсами. Главным аргументом для ее будущей приемной мамы Ларисы стали слова сотрудников детдома: «Девочка интеллектуально сохранна».
Первые месяцы дома мама провела за консультациями: хотела понять возможности для лечения и реабилитации. Все визиты к врачам Аня переносила спокойно, никогда не плакала и не кричала.
Напрягалась Лариса из-за двух моментов. Во сне дочь постоянно сосала палец, из-за чего на нем образовалась незаживающая болячка. А дома у нее резко портилась дикция, Аня коверкала слова. Когда Лариса переспрашивала, девочка плакала, дело доходило до истерики. Наложилась и другая проблема — Лариса не могла уговорить дочь заниматься развивающими играми. Аня только раскрашивала картинки, да и то сильно «не по возрасту» (для детей 3 лет, очень простые и яркие).
Психолог не выявил у девочки отставания в развитии и каких-либо интеллектуальных нарушений и объяснил Ларисе причину такого поведения
Оказалось, дома, в семье, девочка пытается «отыграть» период раннего детства, когда она была лишена защиты и заботы мамы, прожить младенчество и получить от мамы именно то внимание, которое оказывают младенцу. Поэтому и были слишком детские занятия, сосание пальца по ночам и нарушения речи
С Ларисой и Аней начали работать психологи: маме снимали повышенную тревожность и обучали спокойному отношению к поведению ребенка, а девочке помогали пережить травму оставленности и вернуться в возрастную норму. Через несколько месяцев ситуация нормализовалась.