История и традиции русской бани: краткий очерк

Обычаи, связанные с русской баней

На Руси баня всегда была местом сакральным, не просто для омовения, но для соблюдения множества традиций и ритуалов

Место объединения трех стихий

Еще считалось, что в таком месте, как баня уживаются три стихии сразу – воздух, огонь и вода. А это означало обязательное наличие в таком месте нечистых сил. Зато здесь можно было гадать, ворожить, делать заговоры на изгнание болезни и прочее. После того как вся семья помоется, в бане оставляли немного «банного инвентаря» – веник, бадью с водой и разведённый щелок. Это делалось для того, чтобы задобрить банника. Который приходит париться «на четвёртом кругу», то есть в четвертую очередь после трех кругов помывшихся. Банник считался родственником для любой нечистой силы, которая приходила к нему в гости, чтобы попариться. В старину даже боялись заходить в баню в то время, когда предполагали, что её посетили нечистые силы. Если, вдруг, баня сгорела, тогда выполнялся странный пугающий современного человека, ритуал. Нужно было обязательно свернуть шею чёрному петуху и закопать его под порогом новой бани во время строительства. Чтобы с ней уж точно не случилось ничего плохого.

Да и каждое событие в жизни любой семьи не обходилось без бани. В поселках в банях принято было принимать женские роды. За день до свадьбы знакомые невесты обязательно парили ее в бане, как бы она себя ни чувствовала. В некоторых местах в XIV—XVII веках была традиция отправлять в баню мужа и жену на второй день после свадьбы. Дабы заручится гарантией большого семейного счастья и произвести на свет много сыновей. А еще, после похорон родственники умершего, помогавшие при похоронах, после шли в баню и на сороковины.Иногда на надгробии оставляли берёзовый банный веник, это символизировало то, что похороненный чист перед встречей с Богом.

Дарующая жизнь

В русской деревне баня была самым чистым местом с санитарной точки зрения. Особенно это касалось помещений отапливаемых по-черному. Фитонциды, содержащиеся в березовом дегте, настолько подавляли патогенную микрофлору, что стерильность тогдашней парилки можно было сравнить с операционной, в какой нибудь нынешней районной больнице.

Деревенская банька в течении трех, а порой и семи дней служила неким обособленным, самодостаточным помещением, в котором содержалась роженица с младенцем. Большой знаток русской старины и славянской мифологии С.В. Максимов писал: «Все твёрдо убеждены, что банник очень любит, когда приходят к нему жить родильницы до третьего дня после родов, а тем паче на неделю». Только после истечения этого периода времени, новорожденного торжественно вносили в дом и отец первый раз мог увидеть свое чадо.

Перед началом родов баню как следует протапливали, причем, в качестве топлива никогда не использовали сосновые, еловые или осиновые дрова. Предпочтение отдавали дубовым, березовым и кленовым. Для родильной дерево для дров нельзя было рубить. Собирали только сухостой, валежник, древесину намытую половодьем или, в идеальном случае, пораженную молнией.

Пол в бане плотно устилали соломой, особенно ценилась в этом деле ржаная и овсяная. Бабка повитуха по приходу в баню разбрасывала маленькие камушки, с приговором: «Камнем, да черту — в лоб», образно изгоняя нечистую силу из помещения. Во время родов помещение запирали изнутри, а роженица просила банника помочь легко разродиться.

Обычай рожать в бане не стоит приписывать исключительно славянской культуре, традиции такого характера сильны у большей части индоевропейских народов.

Как в народе называли банника в женском обличье?

Ответы в Поле чудес 01.06.2023. Вот задание на второй тур. В старину на Руси существовало поверье, будто в бане живет ее дух банник. Как в народе называли банника в женском обличье? (Слово из 8 букв)

Обдериха — в поверьях архангельских крестьян хозяйка бани. По всей видимости, она представляет собой персонификацию одной из основных функций хозяина бани — наказывать тех, кто невовремя пришел в баню. По поверьям, обдериха царапает таких людей, сдирает с них кожу. Соответственно своим действиям, этот мифологический персонаж получил в народе именование «обдериха». В местных традициях обдериху называли также «одерышком», «задерихой».

Ответ: Обдериха (8 букв).

Женская банная очередь замерла.

Довольно смешная картина из женщин в пене и в листьях.

— Не связывайся с ней, сама себе день испортишь, — тихо за спиной посоветовала женщина из банной очереди.

Тут открылась дверь и в зал зашли еще цыганки, их было много.

— Табор уходит в баню, — обреченно сказала Людмила. Очередь захохотала.

— Надо заканчивать банные процедуры и в следующий раз искать другую баню. Но тут такая замечательная парная! И всегда чисто, уютно, дружелюбный и внимательный персонал.

Жаль, что придется искать другую баню,- расстроилась Людмила.

Цыганки, все как одна, с огромными, одинаковыми зелеными тазами, шумной толпой расположились практически по всему залу.

Банный зал стал похож на торговый рынок.

Только на рынке все одеты, а тут наоборот. Престарелая женщина возмущенно о чем-то рассказывала им на цыганском языке.

Вскоре в бане никого не осталось, кроме цыганок.

Слушать аудио рассказ

Статья озвучена для сайта MyMood.ru (Мое Настроение)

1 Комментарии: 7Публикации: 1183Регистрация: 22-09-2017

Предыдущая запись Модные брови
Следующая запись Голос друга

Как история Киевской Руси связана с баней

Так, баня на Руси появилась еще задолго до славян. По свидетельствам выше упомянутого Геродота, древние скифы (примерно V-I века до нашей эры), умели возводить бани и знали таинство банных процедур. Они частенько устраивали что-то похожее на походную баню. Там они они мылись, расслаблялись после изнурительной работы и просто отдыхали, а некоторые лечились. Скифы покрывали жерди войлоком, после чего скрепляли их, и получался некий шалаш. Потом вносили металлический чан с раскалёнными камнями, на которые кидали семена конопли, от которых сразу шёл приятно пахнущий пар. Это и было тем саманным лечением от целебных паров.

Летопись Геродота

Из летописи Геродота: «По сравнению со скифской баней, эллинская – вовсе ничто. Наслаждаясь своей баней, скифы просто вопят от счастья и удовольствия”. Скифские женщины делали тогда нечто наподобие современного скраба. Они до того, как начать парится в бане, растирали на камнях кусочки хвои и коры кедра, кипариса и других растений с приятным запахом. В этот порошок наливали немного воды, чтобы получилась однородная густая масса с очень приятным ароматом. Как утверждал Геродот, этой смесью женщины натирали всё тело, после чего смывали, и тело становилось чистым и блестящим.

Сведения из “Повести временных лет”

В известной «Повести временных лет», котрорую составил летописец Нестор-монах Киево-Печерского монастыря, (дошедшая до нас последняя редакция относится к 1113 году), есть подтвержденные сведения о банях на Руси. Из этой исторической рукописи Нестора стало понятно, что баня была совершенно обычным явлением на Руси ещё задолго до XII века. В книге «Повести временных лет» есть интересный рассказ о том, как апостол Андрей отправился к землям славян. По преданию, святой Андрей пришёл на киевский холм около берега реки Днепр (место, где сейчас находится чудесная и величественная Андреевская церковь) и начал там проповедовать Слово Божье. После чего спустился с холма и отправился вверх по течению реки. Этим путем он продвигался в сторону севера так далеко, что попал в город, где сейчас находится современный Новгород.

Андрей увидел поражающую его воображение картину: люди сидели в деревянных постройках, наполненных паром, хлестали себя и друг друга вениками, после чего выбегали голышом на мороз и бросались в снег. Андрей пошёл обратно в Рим, собирая по пути странников, которые хотели отправиться с ним. Придя в Рим, он поведал о чудесах, которые видел на севере: «Видел бани древены… И как нажарят их румяно, от одежд сволокутся, и, взяв молодое прутье, так исхлещут себя, что выходят почти бездыханны, и остудят водой истомленное тело свое. И опять оживут. То творят мовенье себе, а не мученье». Существует много интересных исторических фактов, которые Нестор описал в своей летописи, которые свидетельствуют, что баня так или иначе является характерным моментом в образе жизни древних русичей.

Русская бане не потеряла своей актуальности и в наши дни

Появление русских бань в Константинополе

В 906 году от рождества Христова был окончен удачный поход князя Олега на Царьград (нынешний Константинополь). Между Русью и Византией был заключён торговый мирный договор. Среди товаров, поставляемых в Византию, была наша баня, видимо она пользовалась спросом, поскольку в Византии стало много русских купцов. К тому же торговцы надолго поселились в Константинополе, который тогда был открытым и космополитическим миролюбивым городом. А позже в Константинополе появилось русское землячество, по площади занимающее весь квартал. По сему был составлен договор, где было выведено требование: обеспечить русских купцов не только едой, питьём и жильём, но и давать им возможность посещать баню, когда им это будет угодно.

Еще один исторический факт, описанный Нестором связан с княгиней Ольгой и относится к 945 году. По приданию киевская княгиня Ольга, желая отомстить древлянам за убийство князя Игоря, связала этот момент именно с баней. К княгине прибыли послы древлян, для того чтобы сообщить, что их предводитель хочет, чтобы княгиня связала свою с ним жизнь узами брака. По традиции, Ольга приказала растопить для послов баню, ведь так было принято, и когда послы, ни о чём не подозревая, начали мыться, баню заперли снаружи и подожгли.

Историк Прокопий Кесарийский, родившийся и живший в Византии в V веке н.э. писал, что баня сопутствовала древним славянам всю жизнь: в бане их мыли в день рождения, незадолго до свадьбы и после смерти.

В баньке на даче совместно с тетушками

Хочу рассказать что со мной приключилось несколько лет назад, когда Я сдал школьные экзамены за 9 класс. Меня пригласила одноклассница Марина к себе на дачу отметить окончание учебного года. Я согласился, так как было скучно, а там я надеялся развлечься. Когда я приехал на дачу, оказалось что там еще находятся 4 мо-их одноклассницы: Яна, Аня, Людмила и Настя, которых она тоже пригласила, так как они были её подружки.

Родители Марины уехали в город оставив нас одних. Так как было жарко хоть и было начала июня Мы всей компанией решили пойти на речку искупаться. Девчонки разделись и пошли купаться, я же остался на берегу караулить вещи. Когда девчонки искупались я пошел поплавать. Затем мы все стали загорать на берегу, играя в карты. Я при этом вглядывался в стройные фигурки девчонок в купальниках представляя их без них. Но это были всего лишь мысли. Затем мы пошли на дачу.

Вечером Марина сказала, что приготовила баню, чтобы можно было по-мыться. Девчонки стали о чем-то совещаться. Я же стал готовиться идти в баню, когда девчонки закончат мыться. Внезапно Марина сказала мне: Пойдем в баню вместе с нами! Я спросил что она имеет в виду. Она сказала, что они посовещавшись решили предложит мне помыться вместе с ними в голом виде.

Мы заметили как ты нас разглядывал на пляже, так вот это твой шанс увидеть нас пятерых голенькими. Я сказал что надо подумать. Она сказала — докажи нам, что ты нормальной ориентации, а то парни из класса а их было еще 6 считают тебя голубым они то уже все занимались сексом с девчонками. Мы так не думаем вот и решили тебя проверить. Я решил согласиться, так как другого шанса увидеть столько девчонок голыми уж точнее не предвидится. Я сказал что согласен. Когда баня нагрелась девчонки стали собираться мыться сказав мне, что она зайдут первыми а потом меня позовут. Они зашли в пред-банник и стали раздеваться, было слышно, что они с шумом вошли в баню.

А затем зашел в предбанник и тоже стал раздеваться. Не успел я раздеться до трусов как дверь бани приоткрылась, выглянула голова Марины которая сказала: Снимай трусы и заходи. Я решительно снял плавки и зашел в баню. И оторопел – Моим глазам предстало 5 полностью голых девочек. Которые во всю стали разглядывать мою письку, которая тут же поднялась. Я тоже откровенно начал разглядывать их прелести. У всех были хорошо развитые титьки, а между ног густая растительность. Марина сказала мне разглядывай нас сколько хочешь, а когда наразглядываешься, и твоя писька опуститься тебя ждет сюрприз.

Они стали просить меня побить их веником, что я стал делать с большим удовольствием разглядывая их титьки и лобки. Девчонки сначала слегла смущались быть при мне голыми, но потом смущение исчезло. Через минут 40 моя писька действительно опустилась. Девчонки это заметили и Марина сказала: У нас к тебе деликатный вопрос? Разрешишь ли ты нам потрогать твои половые органы? Меня хватила дрожь. О она продолжила: Мы предлагаем тебе пощупать наши титьки и лобочки,

Частые вопросы

Не опасно ли частое посещение бани для людей с сухой и чувствительной кожей?

Частое посещение однозначно опасно. Специалисты советуют оберегать такую кожу от резкой смены температур и от стрессовых ситуаций, в результате которых выделяется пот. А баня, как раз, к таковым и относится. Но стоит иметь в виду, что русская или турецкая баня, пар которых насыщен влагой, вредят сухой и чувствительной коже меньше, чем обжигающая сухим воздухом финская сауна.

Что будет, если перед посещением бани не удалить макияж?

Ничего хорошего! Если речь идет о макияже глаз, то он просто неизбежно «поплывет» и выглядеть при выходе из парилки вы будете соответственно. А вот оставшаяся на лице пудра и тональный крем могут быть еще опаснее, поскольку они серьезно нарушают естественные процессы воздухообмена и потоотделения кожи, приводят к закупорке пор. Не помешает только помада. Она даже поможет предохранить губы от пересушивания.

Правда ли, что в бане нужно петь и кричать, чтобы прогреть горло?

Дело не в прогреве, а в эмоциональном высвобождении. Конечно, можно и в лесу покричать, но в бане это будет в сто раз эффективнее. Мы сами себе запрещаем кричать по жизни: это некультурно, неприлично. А почему бы не выразить в бане свои чувства!

Если после бани на вениках остались одни ветки – это хорошо или плохо?

Одно из двух: либо веник был плохой, либо слишком энергично парили. Плохо, когда листья с веника попадают в каменку: потом приходится дышать перегаром, сожженными листьями.

Можно ли брать в баню детей?

Явным противопоказанием для бани детский возраст не является, но все индивидуально и стоит проконсультироваться с педиатром. Нельзя брать в баню детей до 3 лет, поскольку они еще не способны регулировать температуру собственного тела и описывать собственные ощущения, а это очень опасно. Стандартная рекомендация для более взрослых малышей сводится к минимальному времени посещения парной (несколько минут, не более пяти). Что касается температурного режима, то «классика» русской бани, 50-65 ˚С при влажности до 65 %, переносится детским организмом нормально.

Основные особенности и польза

Русская баня – помещение, где моются и парятся с веником. Температура в парной 50-70 градусов, влажность от 60%. В большинстве бань также предусмотрен предбанник, где раздевались, одевались и отдыхали между заходами в парную.

Признанные гуру до сих пор ведут спор по поводу устройства классической русской бани. Одни утверждают, что традиционно настоящей считалось помещение для мытья, место, где наши предки именно мылись «методом плескания ладонями из шайки или обливания ковшом». Ведь первые бани на Руси именовали мыльнями. Отдельную парилку в бане стали выделять уже позже.

Другие настаивают, что аутентичной русской может быть только «черная баня» с ее особым ароматом дыма. Третьи уверены, что только с вениками и печью с закрытой каменкой.

С учетом всего этого, исторически обусловленными основными признаками современной русской бани можно признать следующие особенности помещения:

Кирпичная печь или аналог с камнями

Проливные полы

Залповая вентиляция

Пирог пара

Перед процессом парения дверку в печь закрывали и плескали на камни воду. Таким образом в помещении образовывался перегретый пар. Он повисал над полоком толстым, густым пирогом.

Но кирпичные печи постепенно теряют популярность. Сейчас их в банях заменяют открытые каменки из чугуна или стали. Они быстро нагоняют температуру в парной, но пар дают более жесткий.

Для освещения воздуха в парной используется залповая вентиляция. Она представляет собой окошко из парилки в предбанник. В перерывах между заходами окошко открывают и воздух обновляется.

Иногда вместо окошка применяют отверстие в стене на высоте около метра от пола. Чтобы освежить воздух в этом случае на каменку плещут кипяток, а полок обливают ведром холодной воды. От такого контраста отработанный воздух мгновенно втягивается в отдушину и микроклимат в парной вновь становится свежим.

Баня – это не только гигиена тела, но и оздоровительные процедуры для организма.

Посещение парной полезно для всех систем:

Сердечно – сосудистой

При прогревании расширяются все сосуды, ускоряется ток крови и меняется ее состав в лучшую сторону. Улучшается обмен веществ, устраняются застойные процессы в тканях. Контрастное обливание, обтирание снегом или даже свежий прохладный ветерок после пропаривания снимает сосудистый спазм. Все это полезно при вегето-сосудистой дистонии.

Мочеполовой

Баня поможет женщинам восстановиться после родов, справиться с дисфункцией яичников и некоторыми заболеваниями матки. Париться можно через 3 – 4 месяца после родов. Полезно посещение парной в период климакса для облегчения симптомов. Регулярные тепловые процедуры способствуют поддержанию половой функции и являются хорошей профилактикой импотенции.

Пищеварительной

Воздействие высоких температур уменьшает кислотность желудочного сока, что помогает облегчить симптомы гастрита и нормализовать работу ЖКТ.

Выделительной

Под воздействием пара поры кожи раскрываются, идет активное потоотделение. Кожное сало и токсины выводятся из организма. Огромная эстетическая пользу от этого получает и сам эпидермис.

Мышечной

Вывод шлаков и солей, улучшение кровообращения ведут к визуальному подтягиванию всех складочек. Излишки молочной кислоты, которая препятствует проведению нервного импульса, также удаляется через поры. Наступает ощущение расслабленности и безболезненности в мышцах.

Свадебная баня

Обряд свадебной бани особенный, каждая мелочь имела свой тайный смысл и объяснение. Баню топили и готовили два дня. В первый день парили и мыли невесту, а уже на второй день молодожёны шли в баню вместе. Скрепляя таким образом таинство первой ночи.

Но и тут одинаковых ритуалов не существовало. Иногда муж и жена парились вместе, а иногда по одиночке.

Для того, что бы брак был крепким, а отношения между супругами были полны страстью, требовалось единения небесных и земных сил. Достигали такого единения огнём. Для топки печи использовали только дерево в которое ударила молния.

На каменку плескали пиво или квас, воду никогда в свадебной бане для этих целей не использовали… Считалось, что хлебный аромат прямым образом влияет на деторождение и у молодожёнов будет много детишек.

Об опыте пользования русской баней Петром I

Пётр Великий очень любил попариться в баньке. /Фото: ruvera.ru, paperpaper.ru

Европа узнала о русской бане в начале 18-го столетия, и основной вклад в этом процессе принадлежит лично императору Петру Великому. Российский правитель ставил бани буквально везде, где собирался производить длительные остановки — уж очень он любил париться. Европейцы же, которые в те времена ещё занимались изобретением различных моделей вошеловок и вошебоек, а ещё духов для маскировки запахов пота и испражнений, и только начинавшие реально задумываться о значении гигиены для человеческого здоровья, были откровенно шокированы такой практикой русских. Особенно примечательный эпизод произошёл во Франции: тамошние аристократы поражались виду российского императора, который вместе с рядовыми солдатами сначала построил баню на берегу Сены, а потом парился барахтался в воде вместе с ними.

Баня в царской России

Продолжались банные традиции на Руси и в более поздние царские времена. В конце XIX века в России насчитывалось более трёхсот тысяч бань. Общественные бани переименовали в «торговые». Ещё были дворянские бани – предназначенные скорее для расслабления, чем для омовения. Полное описание московских бань было написано В. Гиляровским в книжке «Москва и москвичи».

Санкт-Петербургские бани

Царь Пётр I, при строительстве Санкт-Петербурга, велел всем строить в основанном городе русские бани, без ограничений. Кроме того, за баню в Петербурге не нужно было платить налоги, как в других посёлках и городах России. В дальнейшем Петр основал специальную банную канцелярию, в ведении которой были бани Петербурга. Что примечательно для того времени, посещение бани было настолько доступным и стоило так дешево, что любой человек, даже самый бедный, мог свободно попариться без особых затрат.

Московские бани

В государственном архиве содержится интересная запись о том, что 11 мая 1733 года было получено разрешение от медицинской канцелярии, позволяющее завести в Москве лечебную баню, хозяин которой строжайше должен был «…использовать в своей бане только наружные болезни, и трудные операции без ведома и докторского совета не чинить. И за свой труд деньги брать справедливые и без излишков, чтобы жалоб не было». В этих, предназначенных для лечения банях, названных «бадерными», было строжайше запрещено продавать спиртосодержащие напитки. Во второй половине XIX века, почти на его исходе, крестьяне, возводившие бани, были обязаны поддерживать ее в нормальном состоянии, если потребуется делать ремонт. И так в каждой деревне.

Царские бани

Как описывал Алеариус, особое строение и условия были у царских бань в Кремле. От предбанника комната во весь рост увешана зеркалами, пол покрыт шелками, а на шёлковое покрытие набрасывалось невообразимое количество шёлковых и бархатных подушек. Слуги же опахивали парящихся опахалами из перьев страуса. На этом обслуживающий персонал не заканчивался. Каждый парящийся в царской бане, дополнительно получал по служанке, в обязанности которой входило массажировать, мыть и вытирать того, кто парится. На сколько это достоверно неизвестно.

Скорее всего Алеариус слишком нафантазировал и приукрасил. Ибо баня на Руси была везде, практически, одинаковой. Независимо от социального статуса хозяина бани, и у крестьянина, и у богатого промышленника, строение бани и процедуры почти ничем не отличались. Схема постройки бани настолько проста и доступна, что на протяжении многих веков изменений не было. Русские бани не отличаются своей роскошью, как хамам или римские термы, нет в них особенной архитектуры и залов больших площадей. Тем не менее, баня на Руси всегда была, есть и будет без запретов и ограничений.

Об отношении иностранцев к русской бане

Иностранцы считали русскую баню чуть ли не местом разврата. /Фото: cyrillitsa.ru

А вот иностранцы, которые побывали в России в разные времена, не позволяли себе писать о банях непроверенную, неточную или откровенно недостоверную информацию, как это регулярно бывало. При этом в подавляющем большинстве случаев они не оставляли и негативных отзывов о русской бане, даже если заметки оставляли откровенные злопыхатели. И всё-таки, одна претензия иноземных граждан по отношению к русской бане кочевала из упоминаний о ней довольно часто — это упрёк в сторону практики совместного посещения парных женщинами и мужчинами. Оттого эти русские заведения за границей иногда называли нечистыми местами. Справедливости ради, стоит отметить, что с этой привычкой пытались бороться и церковь, и светские власти, например, Екатерина II, однако толком ничего не добились. Единственным исключением из этой провальной борьбы стали разве что общественные бани в крупных городах, где мужчин и женщин всё-таки удалось разделить.

Европейские доктора говорили о русской бане: «Тело расслабляется, и наступает …» Что?

Ответы в Поле чудес 01.06.2023. Вот задание на финальный тур. В старину европейские доктора считали, что париться в русской бане не очень полезно. Они говорили: «Тело расслабляется, и наступает …» Что? (Слово из 8 букв)

Ответ: Отупение (8 букв).

Победитель игры набрал 3600 очков, на которые выбрал ноутбук в качестве приза. Победитель отказался от участия в Суперигре.

У европейцев банные процедуры русских вызывали удивление, поскольку европейцы предпочитали очищать грязь с себя скребками, а неприятный запах немытого тела – маскировали духами. А для борьбы с насекомыми использовали изощренные ловушки, которые навешивали под одежду.
Марко Поло писал: «Венецианки ходили в дорогих шелках, мехах, щеголяли драгоценностями, но не мылись, а нижняя одежда у них была или чудовищно грязна, или ее не было вовсе», подтверждая слова о том, что с телесной чистотой у европейцев было не так хорошо. Другой пример — испанская королева Изабелла Кастильская говорила, что за всю жизнь помылась всего два раза – при рождении и перед своей свадьбой.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ивафит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: