Композиция
Построение рассказа «Уроки французского» соответствует принципам традиционной композиции. Каждый из выделенных в тексте фрагментов соотносится с элементом композиционной структуры.
Экспозиция — знакомство с героем, его семьей, реалиями жизни и обучения в школе в райцентре.
Завязка — знакомство героя с компанией игроков в «чику»
Развитие действия: конфликт с Вадиком, избиение; учительница французского языка обращает внимание на следы побоев , разговор, занятия французским языком, попытка учительницы помочь голодному ученику, гордый отказ героя; учительница предлагает ученику играть в азартную игру, так она находит неординарный способ помочь ему деньгами. Кульминация — директор застает учителя за азартной игрой с учеником
Развязка — увольнение педагога.
Эпилог — «последний привет» от любимой учительницы.
Характеристика героев рассказа
Рассказчик
Рассказчик — мальчик одиннадцати лет, от лица которого ведется повествование. Вырос в деревне в бедной многодетной семье, без отца. Способный, смышленый, но скромный и «диковатый», очень худой из-за недоедания, стесняется своего положения. В деревне его уважали, обращались к нему за помощью, а в райцентре он одинок, ни с кем из сверстников не сдружился.
Лидия Михайловна
Лидия Михайловна — учительница французского языка и классный руководитель главного героя-рассказчика, красивая молодая женщина примерно 25 лет, брюнетка с короткой стрижкой. Представляется герою утонченной и загадочной, под стать предмету, который преподает.
По словам героини, в детстве она была непослушным ребенком. Не похожа на «типичного учителя» того времени. Живет, по меркам эпохи, обеспеченно, имеет квартиру в «учительском доме». Добрая и сочувствующая, понимающая женщина.
Талантливый педагог и порядочный человек, уважает ученика, не смотрит на него свысока, относится по-человечески и стремится помочь, не унизив его и не демонстрируя своё превосходство, материальное, статусное и возрастное. Ради этого поступает «не педагогично», осознает свою вину, но человечность для неё оказывается важнее карьеры.
Василий Андреевич
Василий Андреевич — строгий директор школы, как педагог является противоположностью Лидии Михайловны.Он из тех учителей, кто добивается уважения через страх. Персонаж говорит громко, часто отчитывает учащихся. Любимое выражение «Что побудило тебя заниматься этим грязным делом?» – с этой фразой он обращается к провинившимся школьником. Вызов к нему «на ковер» напоминает допрос и часто заканчивается слезами учеников. По мнению героя, директор будто бы специально этого добивается.
Второстепенные герои
Эпизодические и фоновые персонажи — это учащиеся школы, жители деревни и райцентра, Распутин высвечивает типажи, создает ёмкие и яркие образы.
Мать рассказчика — деревенская женщина, одна воспитывает троих детей, волевая и достаточно умная, хотя образования не имеет и грамотой не владеет. Хорошая мать, отправляет сына в райцентр для его же блага, переживает за него, старается помочь, чем может, присылая продукты, а иногда и деньги.
Вадик — старший в компании игроков в «чику», признанный авторитет, семиклассник, рослый и крепкий, носит рыжую челку. При игре хитрит, это все понимают, но уличить не решаются. Отличается грубостью и жестокостью.
Птаха — одноклассник героя-рассказчика, пришел к ним в класс в начале третьей четверти. Ранее герой его не встречал. Оказалось, что Птаху оставили на второй год, но до января он школу не посещал. Описывается как «большеголовый, коренастый, стриженый под машинку». Дружит с Вадиком и потакает ему, не имеет собственного мнения, жесток и драчлив. «Птаха» — прозвище персонажа, личное имя в тексте не упоминается.
Тишкин — одноклассник героя, суетливый, робкий. Постоянно рвался отвечать, тянул руку, а когда вызывали, часто терялся у доски и молчал.
Тетя Надя — знакомая семьи главного героя, хозяйка квартиры, в которой он поселился, приехав в райцентр. «Крикливая и замотанная женщина», мать троих детей.
Федя — младший сын тети Нади, приводит героя в компанию игроков в «чику».
Дядя Илья — деревенский житель, пожилой мужчина, сосед семьи главного героя, прослыл прижимистым, скупым стариком, но когда герой помогает ему по таблице узнать о его выигрыше 400 рубелей по облигации, он отблагодарил его ведром картошки.
Дядя Ваня — деревенский житель, водитель, ездит на «полуторке», привозит мальчику продукты, которые передает мать.
Авторский стиль
Сюжетная линия строга, касается только личных впечатлений главной героини. События поданы Платоновым таким образом, что читатель может взглянуть на происходящее глазами Ольги, полностью погрузиться в ее переживания. Авторское изложение незамысловатыми, но емкими точными фразами позволяет понять, как из растерянного ребенка постепенно формируется сильная целеустремленная женщина.
Простонародный язык автора не содержит сложных речевых оборотов. Диалоги героев максимально приближены к бытовой разговорной речи рабочих того времени. Простота повествования используется писателем как литературный прием, который вовлекает читателя, пробуждает его личные ассоциации и заставляет сопереживать происходящему.
В рассказе присутствуют две характерные черты, свойственные всему творчеству писателя. Одна из них связана с романтикой железных дорог. Со времен учебы и работы машинистом в юности Андрей Платонович был восхищен развивающейся механикой паровых машин, работой железнодорожных рабочих. Другая авторская особенность – эмоциональная тема смерти и ее героическое преодоление сильными личностями.
Нужно дальше жить
Ольга встала утром, перестирала белье умерших родителей и принялась готовить обед. Продуктов в доме совсем не было. Но она все же поставила кастрюлю с водой на огонь. Девочке вспомнились слова матери: «Нужно жить дальше». И это утверждение придало ей сил. К тому же ей все время казалось, что если она будет повторять действия матери (готовить, убирать, стирать), то не будет одинока. К вечеру она все ждала, что кто-то придет. Но по соседству в каждой семье было свое горе: тиф уносил жизни и взрослых, и детей. И девочка решила, что ей нужно отправиться к тетке – доброй и веселой женщине. По крайней мере, такой ее представляла Ольга.
Роковая ночь
Однажды Лиза пришла на встречу с Эрастом в слезах. Она рассказала, что матушка хочет выдать ее замуж за парня из соседней деревни, чтобы спокойно оставить этот мир. Молодой человек убедил девушку, что после смерти матери заберет ее к себе и будет жить с ней вместе в любви и счастье. Лиза бросилась к нему в объятия, и отдала ему свою невинность. После этого она стала плакать, ей было страшно, что теперь все в отношениях переменится. Раздался гром, Лиза испугалась, что он убьет ее за этот грех. Эраст поклялся, что по-прежнему будет любить свою Лизу всегда и не оставит ее одну.
Встречи влюбленных продолжались, но не было одухотворенности и непорочности, что нравилась Эрасту. Он не мог довольствоваться скромными братскими объятиями. Получив все, что Лиза могла дать, быстро пресытился любовью. Поэтому со временем стал бывать у Лизы намного реже.
Однажды он объявил ей, что должен уехать воевать
Лиза попыталась отговорить его, но Эраст сказал, что должен совершить важное дело во имя чести. Лиза расстроилась, но обещала ждать своего друга
Когда он уехал, девушка захотела отправиться за ним, но ее остановили мысли о пожилой матери, нуждавшейся в ней.
Был ли у Лизы другой выход
35 предложений/ 439 слов
Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» до глубины затрагивает души читателей. Этот русский писатель-сентименталист в своих произведениях умел ясно донести чувства, эмоции и моральные устои своих героев. Так и в данной повести он описал бедную девушку, которая была искренне и непорочно влюблена в человека, недостойного ее. При чтении повести невольно возникает вопрос, был ли у Лизы другой выход из той затруднительной и порочащей ее имя ситуации. Я думаю, что, скорее всего, нет.
Девушка родилась и выросла в приличной семье. Отец Лизы был довольно богатым селянином, но после его смерти они с матерью обеднели. Мать девушки слабела с каждым днем и не могла много работать. Одна только Лиза как пчелка трудилась, не жалея своей молодости и красоты. Героиня Карамзина была чистейшей души девушкой с самыми лучшими моральными устоями. В теплое время года она занималась сбором цветов и ягод, а все остальное время вязала чулки и ткала холсты. Свою работу Лиза могла продавать в Москве, где и познакомилась с Эрастом.
Поначалу он ей показался серьезным и надежным человеком. Эраст тут же выразил свою симпатию к девушке и стал часто к ней приходить за цветами. Даже с матушкой Лизы он был учтив и любезен. Постепенно отношения молодых людей перешли на новый уровень. Они часто виделись, много общались. И когда к Лизе посватался сын богатого крестьянина из их села, Эраст уверил ее, что всегда будет рядом и не оставит ее, игнорируя тот факт, что он богатый дворянин, а она простая крестьянская девушка. Лиза поверила Эрасту и в тот вечер была с ним особенно близка.
Через некоторое время он сообщил, что вынужден с ней временно расстаться, так как его призывают в армию. Лизу это обстоятельство сильно расстроило, но она обещала его верно ждать. Самое печальное, что он соврал и вместо исправной службы, играл в карты и полностью проигрался. В результате ему пришлось обручиться с одной пожилой вдовой, которая взялась оплатить его долги. Узнав об этом, Лиза решила утопиться. Перед этим она через соседскую девчушку передала матери деньги, вырученные с торговли цветов, просила поцеловать ее и попросить простить бедную дочь. Бедная женщина не выдержала такого удара и тоже скончалась, а Эраст так и считал себя до конца жизни убийцей.
История невероятно печальная, но такова судьба бедной Лизы. Трагизм повести Карамзина никого не оставляет равнодушным. Ведь, кажется, что все должно было сложиться иначе. Образ главной героини, пожертвовавшей собой ради любви, надолго врезается в память. Ясно одно, что она не могла жить с запятнанной репутацией. Еще больше усугубило ситуацию воспоминание об их счастливой любви и предательство Эраста. Её поступок осознанный: он показывает в полной мере силу ее переживаний и трагизм ее положения. Такой чистой и искренней девушке как Лиза такой выход из сложившейся ситуации казался единственно верным.
см. также:Другие сочинения по произведению Бедная Лиза, Карамзин
О чем рассказ?
Эта история о молодой учительнице французского языка, которая пытается помочь своему ученику из бедной семьи пережить тяжелое время.
Главный герой приезжает из деревни в райцентр, чтобы учиться в школе. Он успевает по всем предметам. В поисках пропитания парень связался с сомнительной компанией и начал играть на деньги. Когда он стал выигрывать, его избили.
Увидев побои на лице мальчика, учительница французского вызвала его на разговор. Он обещал ей перестать играть, но нужда вынудила снова начать. Узнав об этом, учительница Лидия Михайловна предлагает парню дополнительные занятия французским.
Под видом индивидуальных уроков она приглашает его к себе домой, пытается накормить ужином, предпринимает попытку анонимно отправить ему посылку с едой, но напрямую герой подачки не принимает. Тогда педагог идет на хитрость и предлагает ему сыграть с ней в игру, ведь честно выигранные деньги парень возьмет.
Однажды за игрой их застукал директор школы. Для учительницы это обернулось увольнением, она уехала на родину. Через некоторое время ученику от неё пришла посылка с провизией.
Цитаты со словом «деревенщина» из русской классики
Нужно помнить, что неопытная деревенщина всегда обещает чересчур много и уверена, что знает то, чего на самом деле она не знает.
Каменские и мастеровые, конечно, резко выделялись от остальной деревенщины и обращались с трехпудовыми ношами, как с игрушками.
— Эх ты! — воскликнул тот, ударив мужика по плечу. — Прямой ты, брат, деревенщина, пра, деревенщина; борода у те выросла, а ума не вынесла; ну, статочно ли дело? Сам порассуди, кому тут увести? Ведь здесь дворник есть, ворота на ночь запирают; здесь не деревня, как ты думаешь. Знамо дело, долго ли до греха, коли не смотреть, на то, вишь, и двор держат, а ты думаешь, для чего?..
— Купца не нужно! — сказала тетушка и встревожилась. — Спаси, царица небесная! Благородный деньги твои промотает, да зато жалеть тебя будет, дурочка. А купец заведет такие строгости, что ты в своем же доме места себе не найдешь. Тебе приласкаться к нему хочется, а он купоны режет, а сядешь с ним есть, он тебя твоим же куском хлеба попрекает, деревенщина!.. Выходи за благородного.
— Ха-ха-ха!.. На Ильинке за двадцать пять рублей. Даром, матушка, что деревенщина, не надуют.
— А что, видно, нам с тобой этого уж мало? — сказал он, заметив мою улыбку, — полезай, полезай и выше; это похвально… Я назвал место исправника по неопытности своей, потому что в моих глазах нет уж этого человека выше… Я, брат, деревенщина, отношений ваших не знаю, я Цинциннат…
Если ты и деревенщина и волос не пудришь, то не осуди, буде я на тебя не взгляну и пройду мимо.
Серафима Харитоновна тихо засмеялась и еще раз поцеловала сестру. Когда вошли в комнату и Серафима рассмотрела суслонскую писаршу, то невольно подумала: «Какая деревенщина стала наша Анна! Неужели и я такая буду!» Анна действительно сильно опустилась, обрюзгла и одевалась чуть не по-деревенски. Рядом с ней Серафима казалась барыней. Ловко сшитое дорожное платье сидело на ней, как перчатка.
Тетушка Татьяна Степановна прибавила, что куда ей, деревенщине, соваться в такой богатый и модный дом, с утра до вечера набитый гостями, и что у ней теперь не веселье на уме.
— Спасибо, господин Яне, — произнес смущенный рассказчик, отвесив поклон старому служителю, — поправили вовремя деревенщину. Вот видите, вы живали при покойном бароне…
— Батюшка, государь Иван Васильевич! — проговорил он, хватаясь за полы царской одежды, — сего утра я, дурак глупый, деревенщина необтесанный, просил тебя пожаловать мне боярство.
Борьба за человеческое достоинство
Платонов в то время плотно сотрудничал с философом Георгом Лукачем и литературным критиком Михаилом Лифшицем. Они плотно совместно работали и даже организовали совместный кружок, или течение Лукача — Лифшица, как они его сами называли. Платонов регулярно участвовал в разнообразных философских дискуссиях, в некоторых из них формировались его представления о человеческом достоинстве, рождались замыслы будущих произведений. Краткое содержание «На заре туманной юности» Платонова вам теперь известно.
Правда, вскоре послабления со стороны властей снова сменились жестким давлением на писателя. Причем давить решили не на самого героя нашей статьи, а на близких ему людей. В 1938 году арестовал его сына по имени Платон, которому только недавно исполнилось пятнадцать лет.
Лишь спустя два года стараниями многочисленных друзей писателя его удалось вернуть из заключения. К тому времени здоровье его было сильно подорвано. К осени 1940 года Платон Платонов сильно страдал туберкулезом. Писатель заразился этой болезнью, ухаживая за сыном. После этого болел туберкулезом до конца жизни. Сын писателя скончался в самом начале 1943 года.
Как выжить в тяжелых жизненных обстоятельствах, сохранив при этом свое человеческое достоинство? Этому в первую очередь посвящен рассказ Андрея Платонова «На заре туманной юности». Краткое содержание это только подтверждает.
Место и время действия
События, описанные в рассказе, происходят через три года после окончания второй мировой войны, в 1948 году, в Советском Союзе, на территории Иркутской области. Названий конкретных населенных пунктов не упоминается. Основной сюжет разворачивается в райцентре, который в тексте именуется «поселком», также описываются некоторые события, происходившие в деревне, откуда родом главный герой.
Из текста известно, что деревня стоит на реке Ангара. Вероятно, автор имел в виду населенные пункты, с которыми была связана его ранние годы: село Усть-Уда и деревню Аталанка Усть-Удинского района Иркутской области.
История создания
Рассказ не случайно написан от первого лица, это не просто художественный приём. Валентин Григорьевич Распутин признавался, что в основу были положены его собственные, личные воспоминания из детства.
Сюжет рассказа взят из биографии писателя. Автор провел детские годы в деревне. Подростком Валя Распутин переехал учиться в райцентр, бедствовал и голодал. Лидия Михайловна Молокова — преподаватель сельской школы в райцентре, где учился будущий литератор. Учительница оказывала ему поддержку, помогала пережить тяжелое время. Принявшись за рассказ, Распутин не стал менять имя героини.
Воспоминания детства воплотились в художественное произведение в 1973 году. Первая публикация состоялась в газете «Советская молодежь», в г. Иркутске.
Рассказ Распутина прочитала учительница, ставшая прототипом главной героини, и решила связаться со своим бывшим учеником, добившимся успехов на литературном поприще. Валентин Григорьевич с теплом вспоминал свою встречу с Лидией Михайловной — встречу взрослого состоявшегося человека с учительницей, согревавшей его трудное детство.
Встреча с Эрастом
Однажды, набрав для продажи ландышей, Лиза шла по городу и встретила молодого человека по имени Эраст. Мужчине понравилась скромная продавщица цветов. Он предложил красавице продавать цветы исключительно ему. Лиза, засмущавшись, собралась уходить.
На следующий день девушка снова отправилась в город, но не встретила молодого господина. Отказавшись продавать цветы другим людям, она выбросила их в реку.
Через несколько дней Эраст пришел к дому Лизы, познакомился с матерью девушки, юноша произвел на нее приятное впечатление. Он попросил, чтобы Лиза продавала цветы только ему. Лизу взволновал визит молодого барина.
Эраст был богатым и красивым дворянином, встреча с Лизой вселила в него уверенность, что она его идеал. Начитавшись идиллических романов, он стремился к непорочным братским отношениям с ней. Ему казалось, что сама природа в лице Лизы раскрывает ему свои объятия.
Признание в любви
Лиза потеряла покой, образ молодого барина постоянно преследовал ее. Она попыталась найти утешение в утренней прогулке на реку. Увидев пастуха, гнавшего свое стадо, Лиза предалась мечтам о том, как было бы чудесно, если бы Эраст не был барином, а был обычным пастухом. Услышав, что к берегу подплывает лодка, она обернулась и увидела своего Эраста. Молодые влюбленные признались друг другу в своих чувствах, и нашли успокоение в беседе и невинных объятиях. Эраст попросил Лизу не говорить матери об их отношениях. Девушка удивилась такой просьбе, но согласилась уступить своему другу, хоть ей и было неприятно что-то скрывать от матушки.
Каждый день Лиза ходила на свидания с Эрастом, они становились все ближе друг другу. Часто юноша приходил в гости к матери своей возлюбленной, они вели беседы, и та часто мечтала, чтобы Эраст побывал на свадьбе ее дочери и стал крестным у ее деток.
Образы литературных героев
Ольга – центральная фигура, вокруг которой строится сюжет рассказа. Цель автора – раскрытие причин, повлиявших на превращение из растерянного и никому не нужного ребенка в сильную женщину, достойную восхищения. Смерть родителей, отсутствие прибежища, голод, равнодушие посторонних не останавливают девочку. Стремление выжить делает из нее бесстрашную уверенную личность, которая способна позаботится не только о себе, но и о близких.
Родная тетка, с путешествия к которой началась самостоятельная жизнь героини, отворачивается от племянницы. Образ родственницы, зацикленной на личных проблемах, является примером безучастной жестокости. Даже случайно встреченные попутчики оказываются участливее к ребенку, чем родня. Механик паровоза, красноармейцы, вахтер общежития – незначительные персонажи, выписанные автором в эпизодах для контраста, проявляют к скиталице сочувствие, хотя тоже заняты своими проблемами, работой, войной.
Символичность советской власти в образе непонятного полубожественного Ленина, которая бесплатно кормит, дает приют и обучает студентов университета, обусловлена требованием времени. Акцент сделан на бескорыстии такого общества, из благодарности к которому девушка готова жертвовать своей жизнью.
Персонажи подруги Лизы, Ольгиного воспитанника Юшки появляются в тот период, когда главная героиня уже способна обеспечивать себя и помогать другим. На их фоне прорисовывается новый уверенный образ Ольги, она знает к чему стремится, уже способна брать на себя ответственность за более слабых.
Примеры предложений со словом «деревенщина»
Я по сравнению с ней чувствовала себя неотёсанной деревенщиной.
Как будто считают нас всех тупыми деревенщинами, а мы вовсе не такие.
Пусть извинит меня читатель, но бургундский диалект старофранцузского языка не всегда поддаётся точному переводу, особенно когда он звучит из уст необразованной деревенщины.
Но не успела я и глазом моргнуть, как уже сидела в автобусе, полном деревенщин, направляясь туда.
– Простите, сэр. Не хочу показаться грубой деревенщиной, но во всех историях, что я слышала, всегда упоминалось, что вы живёте в море.
Однако… деревенщина становилась популярной не только в народе…
Выглядеть в глазах собеседника грязной деревенщиной ему совершенно не хотелось!
Я всё-таки приличная городская кошка из уважаемой стаи, – к тому же родственница, а не какая-нибудь деревенщина приблудная!
Для того чтобы добиться от бестолковой деревенщины хотя бы просто связной речи, надо придумать что-то из ряда вон выходящее.