Как увеличить словарный запас

Тест на запас слов русско–говорящих людей

Для определения объема слов у носителей русского языка недавно было проведено интересное исследование. Оно проводилось в форме тестирования, где желающие отмечали в предоставленном списке понятные и используемые ими слова. Слова отмечались только в случае полного понимания определения.

Для повышения качества тестирования и отсортировки недостоверной информации в списках присутствовали несуществующие обозначения. Присутствие в анкете испытуемого хотя бы одного слова из несуществующих и отмеченного как знакомого ему, считалось недостоверной информацией и не учитывалось.

В ходе проводимой работы были получены следующие данные:

  • Пассивный словарь человека увеличивается с каждым годом вплоть до 20 летнего возраста. Далее темп развития снижается, постепенно исчезая после 40 лет. В этом возрасте и до конца жизни запас слов у человека остается неизменным.
  • Учеба в школе добавляет детям в пассивный словарь до 10 слов каждый день. Активный и пассивный словарный запас школьника постоянно растет.
  • К концу учебы подростки владеют в среднем 50 тысячами слов.
  • Школьное время увеличивает рост объема слов почти в 3 раза.
  • После окончания школы пассивный словарь человека приостанавливается в росте и составляет в среднем 3–4 слова ежедневно.
  • В 55 лет запас слов продолжает свое снижение, за счет необратимого ухудшения памяти и применения некоторых слов на практике.

Проведенное исследование оценило уровень образования испытуемых, получив интересные выводы. Оказывается, что обладание наибольшим объемом слов у людей происходит в неодинаковый момент жизни. Средне специальное образование подразумевает окончание роста слов в 40 летнем возрасте, а высшее немного позже – после 50 лет. Такой разрыв в 10 лет объясняется в расхождении выполняемой работы и занимаемой должности у людей с разным образованием. Некоторые люди в 50 лет читают научные книги и получают новые знания из-за специфики работы или по собственному желанию для самообразования.

Также был выявлен интересный факт, который показал, что испытуемые, доучившиеся в учебном заведении и не закончившие его по личным причинам, имеют одинаковый по объему пассивный словарь.

Запас слов взрослых людей с разным уровнем образования:

  • Пассивный запас слов имеет одинаковые показатели у людей со средним образованием и средне специальным. Он варьируется в пределах 70–75 тысячи слов.
  • Люди, получившие высшее образование, или не окончившие институт имеют в своем багаже запас из 80 тысяч слов.
  • Образованные люди, кандидаты наук имеют богатый словарный запас в 86 тысяч слов, что на 6 тысяч больше, чем у получивших высшее образование.

Полученное образование, конечно, влияет на запас слов человека, но не на все 100%. Огромный вклад в развитие лексикона вносит сам человек, постоянно самосовершенствуясь и занимаясь самообразованием. Поэтому легко повстречать человека, заканчивавшего только школу со словарным запасом больше в несколько раз, чем у получившего высшее образование. Главную роль в этом вопросе играет общительность, род занятий и образ жизни человека.

Проведенное исследование не дает полное представление о словарном запасе среднестатистического русского человека, так как содержит небольшие погрешности. Но несмотря на это помогает определить связь запаса слов с возрастом и уровнем образования.

Определение и использование

Словарь обычно определяется как «все слова, известные и используемые конкретным человеком».

Продуктивное и восприимчивое знание

Первое важное изменение, которое необходимо сделать при оценке словесного знания, заключается в том, является ли знание продуктивным (также называемым достижением) или принимающим (также называемым получением); даже внутри этих противоположных категорий часто нет четкого различия. Слова, которые обычно понимаются, когда их слышат, читают или видят, составляют восприимчивый словарный запас человека

Эти слова могут варьироваться от хорошо известных до малоизвестных (см. ниже). Восприимчивый словарный запас человека обычно больше из двух. Например, хотя маленький ребенок еще не может говорить, писать или подписывать, он или она может выполнять простые команды и, кажется, понимает значительную часть языка, которому они привыкли. В этом случае восприимчивый словарный запас ребенка, вероятно, составляет десятки, если не сотни слов, но его или ее активный словарный запас равен нулю. Однако, когда ребенок учится говорить или жестикулировать, его активный словарный запас начинает увеличиваться. Также возможно, что продуктивный словарный запас будет больше, чем рецептивный словарный запас, например, у изучающего второй язык, который выучил слова путем изучения, а не воздействия, и может их воспроизводить, но испытывает трудности с распознаванием их в разговоре.

Таким образом, продуктивный словарь обычно относится к словам, которые могут быть произведены в соответствующем контексте и соответствуют предполагаемому значению говорящего или подписавшего. Однако, как и в случае с восприимчивой лексикой, существует множество степеней, при которых конкретное слово может считаться частью активного словарного запаса. Знание того, как произносить, подписывать или писать слово, не обязательно означает, что слово, которое было использовано правильно или точно отражает предполагаемое сообщение; но он отражает минимальное количество продуктивных знаний.

Степень познания

В рамках различия между восприимчивостью и продуктивностью лежит ряд способностей, которые часто называют степень знаний. Это просто указывает на то, что слово постепенно входит в словарный запас человека в течение определенного периода времени по мере усвоения большего количества аспектов знания слова. Условно эти этапы можно описать так:

  1. Ни разу не встречал этого слова.
  2. Слышал слово, но не могу определить его.
  3. Распознает слово в зависимости от контекста или тона голоса.
  4. Может использовать слово и понимать общее и / или предполагаемое значение, но не может четко его объяснить.
  5. Свободно владею словом — его употребление и определение.

Глубина познания

Различная степень знания слов подразумевает большее глубина знаний, но процесс намного сложнее. Есть много аспектов знания слова, некоторые из которых не являются иерархическими, поэтому их усвоение не обязательно следует линейной прогрессии, предложенной степень знаний. Было предложено несколько структур знания слов, чтобы лучше реализовать эту концепцию. Одна такая структура включает девять аспектов:

  1. орфография — письменная форма
  2. фонология — разговорная форма
  3. ссылка — смысл
  4. семантика — понятие и ссылка
  5. регистр — правомерность использования или регистрации
  6. словосочетание — лексические соседи
  7. словесные ассоциации
  8. синтаксис — грамматическая функция
  9. морфология — части слова

Определение слова

Слова могут быть определены по-разному, и оценки объема словарного запаса различаются в зависимости от используемого определения. Наиболее распространенное определение — это определение леммы (изменяемой или словарной формы; сюда входят ходить, но нет прогулки, прогулки или прогулки). В большинстве случаев леммы не включают имена собственные (имена людей, мест, компаний и т. Д.). Другое определение, часто используемое при исследовании размера словарного запаса, — это семейство слов. Это все слова, которые могут быть производными от основного слова (например, слова без усилий, без усилий, с усилием, с усилием все являются частью слова семьи усилие). Оценки размера словарного запаса варьируются от 200 тысяч до 10 тысяч в зависимости от используемого определения.

Количество слов в лексиконе

Следует отметить, возвращаясь к вопросу, что такое лексикон, что активный и пассивный словари у каждого человека индивидуальны. Это зависит от возраста, профессии, общего культурного уровня, личных качеств, вкусов и даже места проживания человека. Согласно статистике, активный словарь взрослого человека с высшим образованием составляет семь-девять тысяч слов. Пассивный — двадцать-двадцать четыре тысячи. Хотя в повседневном общении мы обходимся всего лишь одной-двумя тысячами слов. Говорят, что возможности человеческой памяти практически безграничны. Поэтому можно спокойно увеличивать свой словарный запас и учить иностранные слова, тем самым обогащая русский лексикон.

Считается, что у человека на заре существования речь была не намного богаче, чем у некоторых животных. Если, например, у кур «язык» насчитывает 10 простейших сигналов, «язык» павиана — 18, то у первобытного человека, как и у шимпанзе, «словарный запас» едва превышал 30 сигналов — криков.

По мере развития общества речь человека постоянно обогащалась новыми словами. Изданный в 1956-1965 годах Академией наук «Словарь современного русского языка» в 17 томах содержит 120480 слов.

Как быстро дети осваивают речь? Если ребенок в возрасте одного года знает всего лишь три слова, то спустя полгода его словарный запас увеличивается до 26-28 слов. В четыре года он знает уже примерно 1000 слов, а в шесть с половиной лет выговаривает в среднем 2 тысячи слов и понимает значение еще 6 тысяч.

Ученые провели исследования и подсчитали, что в произведениях древнеримского поэта Горация встречается 6084 различных слова; у английского поэта Мильтона — примерно 8 тысяч слов; в гомеровских поэмах — около 9 тысяч слов; в творениях Шекспира — 15 тысяч слов (по другим данным — до 24 тысяч слов), в сочинениях Пушкина — 21 тысяча слов.

Любопытно сравнить со словарями великих писателей количество слов, которые употребляют обыкновенные люди. По данным психологов, подросток в 14 лет пользуется 9 тысячами слов, средний взрослый употребляет 11700 слов, а человек образованный — до 13500 слов.

Интересно, сколько слов произносит человек ежедневно? Это зависит от темперамента, профессии и других условий. Ученые все же установили среднюю цифру: 30 тысяч слов. При этом человек говорит в среднем со скоростью 125-160 слов в минуту, а думает теми же словами вдвое быстрее.

Признанными «говорунами», согласно исследованиям, являются французы. Средняя их скорость речи — 350 слогов в минуту. За ними пристроились японцы — 310 слогов и не отстают немцы — 250 слогов. Полинезии и Меланезии — в среднем 50 слогов в минуту.

Самой молчаливой нацией в мире являются финны. За ними следуют канадцы. Самыми же говорливыми и громогласными являются итальянцы, бразильцы и мексиканцы.

Полезно ли разговаривать? Полезно — так утверждает американский профессор Уильямс. Малоразговорчивые люди подвержены различного рода стрессам, так как не дают выхода накопившейся в них энергии. А в результате этого преждевременно стареют.

И еще одни любопытные данные. Специалисты подсчитали, что каждый человек в среднем говорит один час в день. В течение жизни это составляет примерно 2,5 года. Если все произнесенное человеком за его жизнь зафиксировать на бумаге, получится тысяча томов по 400 страниц в каждом.

С давних пор многие думают, будто женщины говорят больше, чем мужчины. Но недавно ученые проверили и опровергли это мнение, установив, что, в общем-то, и мужчины, и женщины произносят одинаковое количество слов, а значит, болтливы в равной степени.

Русский язык отличается богатством лексики. Словарь Даля содержит около двухсот тысяч лексических единиц. В повседневной жизни используется гораздо меньшее количество слов.

Как расширить свой лексикон

Нет универсальных способов для увеличения слов в лексиконе родного языка. Каждый человек выбирает то, что подходить только ему. Для пополнения словарного запаса поможет несколько методов, разработанными полиглотами для изучения иностранного языка.

Для увеличения пассивного словарного запаса:

Чтение литературы.

Чем больше и чаще читает человек книг, тем богаче и интереснее звучит его речь. С начитанными людьми приятно общаться и проводить время. Это универсальный способ обогащения запаса новых слов. Качество выбираемой литературы имеет не последнее значение. Предпочтение в выборе лучше отдавать научно-популярным книгам, классической литературе, избегая современных «мыльных» романов или детективов в них, точно не найти новых слов в правильном применении.

Интересоваться значением непонятных слов.

Всегда интересуйтесь значением непонятных слов или новых терминов у собеседника, не нужно пропускайте их мимо ушей. В ходе общения намного легче усвоится новая информация и можно быстрее восстановить при необходимости в памяти. Если новое интересное слово прозвучало от дикторов на радио, то его значение можно подсмотреть в специальном словаре.

Словари.

У каждого грамотного человека должен присутствовать дома набор словарей, которыми нужно периодически пользоваться. Это толковый словарь В. И. Даля, Ожегова, а также «Словарь ударений для работников радио и телевидения». Он поможет восстановить пробелы в постановки ударений и содержит много интересных слов.

«Словарь ударений для работников радио и телевидения» выпускается с 1960 года. Его авторами являются М. В. Зарва и Ф. Л. Агеенко. История создания словаря ударений для работников радио и телевидения началась с выпуска в 1951 справочника диктора, а уже через 3 года выпущен «Словарь ударений. В помощь диктору».

В основу всех словарей для работников радио и телевидения легли запасы «тяжелых» слов, накопленных в картотеке в период образования первого радио в эпоху СССР. Пополнение картотеки радио и телевидения происходило постоянно. Многие слова так и не вошли в словари. «Словарь радио и телевидения» содержит название географических названий, названия произведений искусства, фамилии и имена людей.

Баланс активного и пассивного словаря, или зачем развивать речь?

Пассивный словарь по объему всегда будет больше, чем активный. При этом следует стремиться к достижению баланса между словарями, то есть стараться употреблять как можно больше слов, которые мы знаем, в повседневной речи. И учить этому наших детей. Для чего?

В современном обществе ценятся люди, которые умеют хорошо и интересно говорить, с развитыми ораторскими навыками. Возможность изложить свои мысли четко и красиво, увлечь слушателей, склонить собеседника на свою сторону поможет ребенку в учебе, в общении со сверстниками, и на протяжении всей жизни. Кроме того, увеличение словарного запаса влечет за собой развитие интеллекта, памяти, внимания, воображения и восприятия.

Ребенок с богатым словарным запасом легче общается со взрослыми и другими детьми, соответственно, лучше адаптируется в обществе. Таким детям проще учить стихи, решать логические задачи, творить, и, в целом, реализовывать себя.

Что делать, если ребёнок не говорит? Читайте про признаки, которые должны насторожить родителей. 

Поделитесь вашей историей: когда ваш ребенок начал говорить и какое было его первое слово? 

Эксперты:

Ольга Иванова

Советы

  1. Заведите дневник новых слов. Это может быть небольшой блокнот, который легко всегда держать под рукой. Записывайте в него все новые слова, которые вы узнаете в течение дня. Периодически перечитывайте содержимое дневника и старайтесь использовать в повседневной жизни хотя бы часть из содержимого.
  2. Найдите друзей по переписке , которым будете периодически писать обычные или электронные письма. Можете практиковать это с уже имеющимися знакомыми. В ситуации, когда нам нужно сделать что-то для другого человека, мы стараемся делать это как можно лучше. Поэтому даже обычное письмо заставит нас совершенствовать свой лексикон.
  3. Учите тексты песен. Большинству людей на земле нравится музыка, однако минимум треть слушателей не придает значение содержимому песни. Старайтесь понимать смысл того, что вы слушаете, независимо от языка исполнения. Более того — выбирайте песни, тексты которых содержат глубокий смысл и умные слова. Попробуйте выучить весь текст и подпевать исполнителю. Такое нехитрое действие позволит учить одновременно несколько новых слов и выражений.
  4. Занимайтесь пересказом. Старайтесь воспроизвести прочитанную статью, диалог из просмотренного фильма или содержание беседы с приятелем. Пересказывая знакомый текст, наш мозг автоматически пытается подобрать подходящие для описания слова. В это время происходит переход слов из пассивного лексикона в активный. Постоянная практика обогащает речь новыми выражениями

Богатый словарный запас: методы, способы и приемы его увеличения

В современном мире, красивая и насыщенная речь говорит о культуре и хорошем образовании. Общество воспринимает человека с богатым словарным запасом как умную и творческую личность. Чем больше словарный запас человека, тем выше вероятность того, что он преуспеет в жизни.

Методы, способы и приемы увеличения словарного запаса:1. Подумайте о том, какие из банальных, избитых, заезженных слов и выражений вы привыкли ежедневно употреблять в стандартных ситуациях общения. Запишите их на листке бумаги. Записали?

Теперь возьмите с полки толковый словарь или словарь синонимов. Найдите эти слова, которые вам самим уже режут слух и которые надоело слышать изо дня в день.

Изучите длинный список альтернативных вариантов и произнесите каждое из этих слов вслух. Какое из них отражает вашу индивидуальность? Какое подходит лично вам?

Попробуйте употребить каждое из них, как вы примеряете костюм, и посмотрите, какие из них покажутся вам удобными и уютными.

Выберите несколько таких слов и поупражняйтесь, произнося их вслух, пока они не станут естественной частью вашего словарного запаса; 

2. Общение — это основной источник пополнения словарного запаса человека. Во время разговора каждый его участник пополняет свой словарный запас из арсенала собеседника, происходит словообмен между ними.

Как можно больше говорите с друзьями, знакомыми, родными. Употребляйте новые в вашем лексиконе слова, знание о слове ничто без его использования; 

3. Читайте, чтение книг полезно. Начните с тех авторов, которые более понятны и близки Вашим интересам.

Постепенно добавляйте литературу сложнее

Текст где встречаются интересные слова и выражения, которые вы хотите запомнить и в дальнейшем применить, перечитайте вслух (читая про себя, мы тоже пополняем свой лексикон, но не так быстро, потому что таким способом мы слова только видим, при чтении же вслух, мы их помимо этого еще и слышим и, что самое важное, — произносим, поэтому лучше запоминаем); 

4. Когда замечаете новое слово, не просто смотрите на его определение в словаре

Обратите внимание, в каком обороте речи используется это слово, попробуйте заменить его для себя соответствующим синонимом

Пробуйте рифмовать, придумывать как можно больше подходящих словосочетаний. Чем больше знаешь о слове — тем быстрее научишься пользоваться им, не затрудняя при этом свою память. Это незамедлительно отразится на красоте и индивидуальности вашей речи; 

5. Пишите. Переписывайте чужие статьи и ваши любимые литературные произведения по примеру Демосфена, который переписал «Историю» Фукидида целых восемь раз подряд. 

Кроссворды — это не просто развлечение, но и способ развития словарного запаса. Используйте эту возможность в дороге, на отдыхе. Выбирайте кроссворды в известных изданиях или тех, что имеют хорошую репутацию; 

6. Для тех, кто проводит много времени в дороге, за рулем или совершенно не имеет свободного времени, чтобы пользоваться книгами и словарями есть уникальная возможность развить свою речь и увеличить словарный запас с помощью аудиокниг.

Подобный способ будет так же приемлем для аудитории, которая воспринимает лучше на слух. В любом случае, коротать время в пробках под чтение хорошей литературы много полезнее и эффективнее для Вашего развития.опубликовано econet.ru

Красивые слова в разговорной речи. Избавляемся от банальности

Первое, что вы должны сделать, — это постараться по минимуму употреблять избитые выражения и слова, которые используете в своем обиходе. Например, банальный набор слов типа «хороший», «красивый», «умный» и т. д. можно заменить на менее заезженные, альтернативные варианты, ведь к каждому из них можно при помощи толкового словаря подобрать не менее десятка синонимов.

Например, слово «красивый» в зависимости от ситуации можно заменить на «яркий», «изящный», «роскошный», «бесподобный», «великолепный», «восхитительный». «Полезный» в ежедневном разговоре вполне можно использовать как «выгодный», «плодотворный», «целесообразный», «практичный», «нужный». Даже к простому слову «умный» существует множество синонимов. Следует запомнить и апеллировать ими по необходимости. Вот некоторые из них: «остроумный», «находчивый», «сообразительный», «путный», «мудрый», «толковый».

Также не помешает выучить некоторые умные слова и их значение, благодаря которым вы сможете произвести необходимый эффект на окружающих:

— Идиосинкразия – непереносимость.

— Трансцендентальный – абстрактный, мысленный, теоретический.

— Эзотерика – мистическое учение.

— Трюизм – общеизвестный факт, высказывание или мнение.

— Эвфемизм – замена резких, грубых слов и выражений, более приемлемыми и мягкими.

— Софистика – умение хлестко вести спор, умело жонглировать словами.

— Эклектика – соединение разнотипных теорий, взглядов или вещей.

— Гомогенный – однородный.

— Инвектива – брань, нецензурная ругань.

— Декадентство – упадок.

— Гипербола – преувеличение.

— Фрустрация – разочарование.

— Дискурс – беседа, разговор.

Первое время, используя умные слова для общения, вы можете испытывать некоторую неловкость в разговоре, ваш язык будет как бы заплетаться и спотыкаться о «новые выражения». Это не страшно, новую разговорную форму, как и новую пару туфель, следует разносить. Через некоторое время вы, не задумываясь, будете подбирать более удачные синонимы и выражения, чтобы высказать свое мнение.

Как померить свой словарный запас

Следующий вопрос, который неизбежно у вас возникнет. А сколько слов я уже знаю? Теоретически, можно взять какой-либо из списков, отметить галочками знакомые слова и посчитать, сколько получилось галочек. Практически такой способ едва ли подходит, если вы знаете больше нескольких десятков слов (т.е. почти всегда). Что же делать?

В интернете есть десятки сайтов, предлагающих самые разные тесты, чтобы оценить словарный запас. К сожалению, большая часть из них – развлекательные тесты, в которых надо угадать значение тех или иных очень редких слов. Что, наверное интересно для носителей (и может быть студентов очень высокого уровня), но никакой практической пользы не несет. Если вы начали тест, и с самого начала пять-шесть раз нажали “не знаю” – похоже, вы встретили один из таких тестов

К счастью, не все тесты одинаково бесполезны: вот список ресурсов, на которые стоит обратить внимание:

Тест Лингва Лео

Среди огромного количества контента сервиса изучения английского Линва Лео есть и тест на объем словарного запаса. Вам будет показано 20-40 английских слов, глядя на которые надо ответить “знаю” или “не знаю”. Тест будет адаптироваться под ваши знания, показывая более сложные или более простые слова в зависимости от ваших ответов. В результате вы получите объем своего словарного запаса, посчитанный с точностью до одного слова (!). Этот тест все же маркетинговая игрушка, но сделанная со знанием дела и основанная на правильных принципах.https://lingualeo.com/ru/lexictest

vocabularysize.com

Следующий тест, вместо того, чтобы полагаться на вашу честность, показывает вам слова и предлагает выбрать определение. Определения будут на русском, так что такой подход подойдет и для начинающих. Тест сам по себе достаточно длинный (140 вопросов), но зато вы получаете объективную, подкрепленную состоятельной методологией, оценку своего словарного запаса. Из недостатков могу отметить лишь немного корявый перевод на русский, но на результат это никак не влияет.https://my.vocabularysize.com

Тест Гентского университета (Бельгия)

Как так получилось, что один из тестов разработан в Бельгии – не спрашивайте, не знаю. Но тест у них получился интересный и вот почему. Как и в тесте Лингва Лео, вам будут показаны слова, на которые надо отвечать “знаю” и “не знаю”. А теперь подвох: если вы решили смухлевать, тест будет вас ловить. Часть из слов – ненастоящиее.  Если вы укажете, что такое слово вам знакомо – минус к вашему финальному результату. Очень интересная идея. Впрочем, результат разочаровал – вместо объема словарного запаса тест сообщит вам процент слов, который вы знаете. Процент от чего?http://vocabulary.ugent.be/wordtest/start

Test your vocab

Последний, и, на мой взгляд, самый лучший тест – Test your vocab. Он тоже рассчитывает на вашу честность – вы просто ставите галочки напротив тех слов, которые знаете. А вот что отличает его от других: в тесте две части. Сначала вы указываете знакомые слова из общего списка из 40 слов, а затем уже из более длинного списка (около 100 слов), но специально сгенерированных так, чтобы слова оказались ровно на границе вашего словарного запаса.http://testyourvocab.com

Словарный запас в устной речи

Говоря очень приблизительно, около 40 правильно выбранных, высокочастотных слов будут покрывать примерно 50% словоупотреблений в повседневной речи на любом языке;

  • 200 слов покроют около 80%;
  • 300 слов — примерно 85%;
  • 400 слов покроют уже около 90%;
  • ну, а 800-1000 слов — около 95% того, что нужно будет сказать или услышать в самой обычной ситуации.

Таким образом, правильно выбранный словарный запас помогает понять довольно много при весьма скромных усилиях, потраченных на зубрежку.

Пример: если всего в повседневном разговоре сказано 1000 слов, то 500 из них, то есть 50%, будет покрываться 40 самыми обычными высокочастотными словами.

Подчеркнем, что эти проценты, разумеется, не являются результатом точных вычислений. Они просто дают самое общее понятие о том, сколько слов примерно понадобится, чтобы чувствовать себя уверенно, вступая в простейший диалог с носителем языка. Во всяком случае, не вызывает никакого сомнения, что, правильно выбрав от 400 до 800 слов и хорошо их запомнив, можно уверенно чувствовать себя в простом разговоре, поскольку они будут покрывать практически все 100% тех слов, без которых никак не обойтись. Конечно, при других, менее благоприятных условиях 400 слов покроют лишь 80% того, что нужно знать — вместо 90 или 100%.

Практические рекомендации

Расширить свой словарный запас можно не только с помощью журналов и книг (художественной и специальной литературы, энциклопедических словарей), хотя без них, безусловно, не обойтись. Предлагаем вам простые, не требующие много времени упражнения, которые при ежедневном выполнении дадут великолепный результат.

Лингвистические игры

Одна часть речи

У большинства людей проблему владения языком, как ни странно, составляет не скромный словарный запас, а неумение пользоваться им активно. В результате растет балластный пассив, а мозг ленится доставать из него интересные словечки, обходясь привычным каждодневным минимумом.

Над увеличением словарного запаса придется поработать

Упражнение заключается в том, чтобы связно рассказать небольшую историю, используя слова одной части речи – только существительные или только глаголы, только прилагательные или наречия. В качестве примера приведем знаменитое блоковское «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека». Тренировку можно проводить как устно, так и письменно.

По алфавиту

Придумайте небольшой сюжет, составляя его из идущих по алфавитному порядку слов: первое – на «а», второе – на «б», третье – на «в» и т. д. Например, «Анна бросила виноград, гуляя далеким ельником, закусывая жареным и крупным лимоном…» Конечно, получится определенная несусветица, но мозг привыкнет доставать слова из пассивного словаря и включать их в активный лексикон.

Монофон

В эту игру любят играть даже дети. Придумайте историю, все слова которой начинаются на одну букву и связаны хоть какой-то ассоциацией. Вряд ли получится что-то содержательное, но иногда выходит даже очень весело.

Лингвистическая игра на «неудобную» букву

Постоянное общение

Как бы активно вы не занимались сами с собой, без регулярного общения с собеседником наращивание активно словарного запаса невозможно. Слыша от собеседников новые слова, улавливая непривычные для нас формулировки фраз, мы учимся озвучивать свои мысли, берем на вооружение понравившиеся словесные конструкции.

Книги и аудиокниги

Выбрать наиболее эффективный способ (чтение бумажных/электронных книг или прослушивание аудио) помогут личностные особенности:

  • визуалам проще работать с наглядным изображением: они запоминают написание слов, им проще затем «доставать» из памяти готовую картинку, таких людей в последнее время становится все больше;
  • аудиалы отлично воспринимают информацию на слух, что позволяет им не терять время на пеших прогулках или в автомобильных пробках.

Что касается жанра книг, то читать/слушать можно все, что угодно, лишь бы было интересно. Познавательные журналы, художественные романы, философские трактаты, изобилующие огромным количеством замысловатых слов и словесных конструкций, будут полезны при работе над расширением словарного запаса. Уделяйте чтению не менее часа в день и хотя бы время от времени читайте вслух.

Читайте самые разные книги

Иностранные языки

О пользе изучения иностранных языков известно каждому. Работа с иностранными словарями, чтение литературы на непривычном для мозга языке позволяет активизировать и родной словарный запас. Ассоциативные связи будут укрепляться, из памяти слова будут доставаться гораздо проще.

Изучение иностранных языков расширяет и родную речь

Увеличение словарного запаса – это, конечно, работа для мозга и постоянные тренировки. Не ленитесь поинтересоваться значением услышанного где-то незнакомого слова, не игнорируйте новые лингвистические конструкции, придумывайте примеры использования непривычных терминов и вводите их в свой активный лексикон.

Акция

ВСЕМ, КТО ОСТАВИЛ ЗАЯВКУ ДО 26 января

(ДА-ДА, ИМЕННО 2 ПОЛНОЦЕННЫХ 45 МИНУТНЫХ УРОКА, А НЕ ПРОБНЫХ, КАК У ДРУГИХ!)

1. В акции принимают участие все заполнившие заявку
2. Первый пробный урок (30 минут) проводится бесплатно.
3. При первой оплате 5 занятий студент получает 2 урока по 45 минут с выбранным преподавателем и по выбранному курсу бесплатно (1 урок с преподавателем — носителем языка).**
4. Акция не суммируется с другими действующими предложениями и скидками.*
* Например, студент оплативший первые три занятия по льготной цене, не принимает участия в данной акции.
** При оплате 30 минутных уроков студенту предоставляется 2 урока по 30 минут (1 урок 30 минут с носителем языка).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ивафит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: